сайт психолога, гипнотерапевта и таролога Елены Саратовцевой
+7 916 882 43 91
Записаться на консультацию

Психология творчества: защита от выгорания

Элизабет Гилберт, автор бестселлера «Есть, молиться, любить», выступая на конференции TED рассказала о своей концепции творческого процесса, позволяющей избежать профессионального выгорания для творческих людей. Эта концепция показалась мне настолько интересной, что я решила сделать об этом заметку, чтобы поделиться таким взглядом на вопрос с читателями.

Элизабет рассказала о том, что ей часто задают вопрос а не боится ли она, что она больше никогда не сможет повторить свой успех и не напишет ничего лучше «Есть, молиться, любить»? Ведь страх не оправдать больших ожиданий – это именно то, что часто мучает творческих людей, что многих музыкантов и других известных творческих людей привело к гибели или разрушительному образу жизни.


Она стала искать для себя ответ, что именно делает творчество таким губительным и как эту ситуацию изменить для себя. И нашла этот ответ.


В более древние времена, еще в античном мире, отношение к источнику творческого вдохновения и к самому процессу было иным. Сейчас человеку привычно видеть источник этой творческой силы в самом себе. В древности же, источник творческого вдохновения видели вовне своего я, в неких божественных силах – музах, гениях. И, привожу здесь ее метафору, видеть причину творческой гениальности в себе, означает возложить на себя настолько огромную ответственность, настолько огромные ожидания, словно проглотить солнце. Это часто бывает непосильным стрессом, когда начинаешь бояться – а вдруг я и правда больше не смогу сделать ничего выдающегося?


Если же относиться к процессу как к чему-то, данному кем-то извне, богом или какой-то другой силой (не суть), то весь груз ответственности, страха не смочь, снимается. Так гораздо проще и спокойней относиться к процессу. И, даже если с рациональной точки зрения идея о неких музах, волшебных существах, дающих или не дающих вдохновение, кажется бессмысленной, то с позиции последствий, с позиции защиты от «мук творчества», такое отношение к своему творческому гению весьма практично.


Возможно тот способ защититься от выгорания, о котором поведала в своем выступлении Элизабет Гилберт – это хороший подход для творческих людей, а может быть такой подход будет полезен и в других случаях, если есть страх не справиться с огромными ожиданиями, возложенными на конкретного человека им самим или другими.